Cтихия танца
(музыкальная гостиная)
(Скачать в формате zip - 670 Кб)
( Вечер проведен в декабре 2006 г.в
Школе позитивного мышления)
Использованы:
1. "Энциклопедия классической музыки", CD
2. "150 любимых мелодий", CD,"Reader's Digest"
3. "Музыка лечит", врач-психотерепевт Г.А.Якупова, сайт www.anomalia.ru
«Болеро» Сочинение для симфонического оркестра, до мажор 1928
Морис Равель (1875 - 1937)
|
Следующее произведение не менее знаменито. Оно полностью захватывает любого человека своим изумительным ритмом. Автор - Морис Равель, название - (?..)«Болеро».
Немного о Равеле.
Родился в 1875 г. Сибуре (департамент Атлантические Пиренеи) в семье инженера. Закончив Парижскую консерваторию по классу композиции и фортепиано в 1905 году, он посвятил себя сочинению музыки. Одновременно Равель выступал в многочисленных концертах, аккомпанируя певцам или исполняя свою музыку. В гастрольных поездках - Амстердаме, Венеции, Швеции, Англии, Шотландии, США - он дирижировал оркестрами, исполнявшими исключительно его произведения.
|
В 1934 году у Равеля обнаружили опухоль мозга. Спустя три года, поражённый тяжёлым параличом, он скончался в Париже.
Наряду с Дебюсси Равель – яркий представитель музыкального импрессионизма, но его отличает сознательное тяготение к классическому стилю. Используя современные средства музыкальной выразительности, Равель интерпретирует творчество других композиторов (Гайд, Моцарт, Бородин и др.)
Равель - автор многочисленных камерных произведений, фортепианного концерта для левой руки, написанного для пианиста Захера, потерявшего правую руку в первой мировой войне, балетов («Матушка гусыня», «Дафнис и Хлоя»), произведений танцевального характера («Цыганка», «Болеро», «Вальс», «Испанская рапсодия»).
Импульсом к созданию «Болеро» послужил заказ известной балерины Иды Рубинштейн.
«Болеро» - сочинение гораздо более яркое и глубокое, чем прикладной танцевальный жанр. Оно стало одним из самых популярных в симфонической музыке.
«Болеро» - симфонические вариации на одну тему, сочетающие строгость классической формы (мелодия и ритм не разрушаются в процессе развития) и романтической трансформации основного образа (от точного сольного танца к грандиозному массовому танцу-шествию).
Уникальна тема «Болеро», которая повторяется 18 раз! Равель использовал здесь испанскую музыкальную традицию. Однако Равель добавил лишний такт в ритмический рисунок и получилось 8 тактов + 9 тактов, что сразу придало мелодии своеобразный колорит. Поначалу незаметный, он по мере развития дает мощный импульс к действию. Огромную роль в драматургии играет оркестровый стиль, оркестровое развитие. Дело не только в новых инструментах (3 саксофона, малая труба, гобой д’амур), а в том, что именно инструментальными тембрами достигается трансформация темы.
В первых четырёх вариациях тема поручается поочередно флейте, кларнету, фаготу и т. д. С 5-й вариации Равель применяет смешанные тембры в необычных сочетаниях, например, флейта и труба. В 10-й вариации солирует тромбон - это мощь и суровость темы, развитие становится динамичным, неудержимым. Далее Равель оперирует целыми группами (все деревянные духовые, саксофон с тромбонами). С 16-й вариации начинается завершающая фаза (три последние вариации воспринимаются как единое целое) - с tutti оркестра создается ощущение высвобождения огромной энергии.
На протяжении всего «Болеро» два малых барабана постоянно проводят одну и ту же ритмическую фигуру, как бы постоянно сжимая пружину, которая разворачивается в конце произведения.
«Болеро» оказывает колоссальное эмоциональное воздействие на слушателей.
Прочувствуем это ...
{прослушивание музыки - 5.55}
|